Профессии будущего
Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, генеральный директор компании «ИнСитиЛаб», член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета
Олимпиады НТИ, руководитель двух направлений Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
Поговорим о том, как задачи сегодняшнего дня связаны с профессиями ближайшего будущего. Задачи сегодняшнего дня: на программирование, на изготовление шестеренок, на управление радаром, который следит за спутником, на написание помехоустойчивого кода, на кодирование и декодирование передаваемых файлов, на изучение характеристик сигнала, на понимание того, чем отличаются разные типы кода друг от друга, на понимание интегральных и дифференциальных составляющих сигналов, на самом деле теснейшим образом связаны с профессиями ближайшего будущего.
#ТехнологииБеспроводнойСвязи #ОбразовательныеТехнологии #ОлимпиадаКДНТИ #ПрофессииБудущего
Дело в том, что мы находимся в ситуации, когда не только происходит смена уклада, еще одна техническая революция, но и в определенной степени доопределяется понятие работы, понятие конструирования, понятие разработок и эксплуатации сложных технических
систем. И в этом смысле, людей,
которые в будущем будут разрабатывать
системы связи, будет не очень много. Как собственно для любых больших платформ, которые существуют - людей, которые разрабатывают автомобили, которые разрабатывают системы связи, которые разрабатывают атомные реакторы - их не очень много. А людей,
которые выбирают технические решения,
реализуют, производят, эксплуатируют,
поддерживают в рабочем состоянии - их
будет достаточно много, их и сейчас немало. Очень важно, чтобы это было не работа в режиме “работать только по инструкции”, потому что эти системы достаточно сложные, и то,
что можно в них отремонтировать по
инструкции, робот отремонтирует лучше - автоматические системы контроля справятся с этим лучше.
Очень важным является то, как эти системы в целом могут работать, как они в целом устроены, и как они сочетаются друг с другом. Это то, что сложно автоматизировать - сочетание разных систем, границы разных систем, проектирование этих систем - для не очень большого количества людей это работа, с одной стороны. А с другой стороны, целый спектр инженерных задач и, наверное, даже инженерных профессий связаны с тем, что системы связи для беспилотного транспорта - это одно, для энергетики - это другое. Кибербезопасность в системах передачи данных - это одно, а оптимизация проводных и беспроводных каналов систем связи - это совершенно другое. Это куст профессий, который лежит на стыке нескольких областей.
Одна из этих областей - это безусловно хорошее владение теми разделами математики, которые работают с большими данными и теорией вероятности, массивами, матрицами, в принципе потоками данных - то есть это математика больших данных, математика, заточенная на большие данные, вычислительная математика. Без этих тем очень сложно представить себе этот куст специальностей.
Второй блок тоже достаточно большой. Это блок, посвященный тому, что можно назвать аппаратно-программными системами, но в первую очередь аппаратными. Дело в том, что хорошее владение математикой абсолютно не гарантирует понимание, чем милливольт (мВ) отличается от мегавольт (МВ). Когда у нас для системы связи нужны мегавольты, то, наверное, мы где-то ошиблись. Хорошо, если мы не так приставку прочитали, а если у нас в расчетах такая ошибка. Это то чутье, без которого невозможно работать. Это проектирование микросхем, это понимание как это все происходит, это микроэлектроника и наноэлектроника, это логика работы с сигналами, но на аппаратном уровне, на уровне каналов связи, на уровне микроэлектроники. Это блок, который в жизни довольно редко совмещается с хорошим владением абстрактной математики, он невозможен без прикладной математики.
Современная
цифровая безопасность и технологии
беспроводной связи требуют совмещения
этих блоков. У человека должна быть и физическая интуиция, и математическое чутье, и владение вычислительной математикой. Это очень важная история, которая должна очень серьезно совмещаться. В принципе, без этого мы ничего не увидим.
Есть еще две очень важных области. Одна область - это способность
и умение реализовывать алгоритм - это
алгоритмическое мышление и культура
программирования, включая способность
переключаться с языка на язык. Самое главное - это алгоритмическое мышление и способность программировать, реализовывать алгоритм. Она тоже немного ортогональна микроэлектронному мышлению, системам связи и каналам связи, чистой математике. Но без
нее этот куст тоже не возникнет. И последнее, это быстрая
работа с быстро меняющимися техническими
системами, регламентами, протоколами.
Если мы посмотрим на этот блок, на эти четыре блока, один блок, можно по-разному это описывать, увидим очень важную историю. Из него вырастает целый пучок специальностей: и в области кибербезопасности, и в области IT безопасности, и в области беспроводных технологий связи, и в области больших данных, и в области каналов связи вообще, и в области обработки данных Data-инжиниринг. Это и есть тот сектор специальностей, тот сектор профессий будущего, который базируется в своей основе на современном понимании того, что такое современные беспроводные технологии связи, что такое современная цифровая безопасность, кибербезопасность, и что-такое современные инфраструктуры сетей передачи данных, включая беспроводные сети.
Если мы говорим про курс, который мы с вами сейчас прошли, или мы говорим про комплекс, или мы говорим про трек Олимпиады КД НТИ, он и создает условия для того, чтобы сформировать то базовое понимание, без которого нельзя осознанно перейти к этому набору специальностей. Это является некоторым исключительно важным элементом или компонентом работы, без которого похоже невозможно попасть в эту версию будущего. Здесь огромная область применения. Здесь люди, без которых нельзя представить себе освоение космоса, дальнейшее освоение океана, надежное разворачивание инфраструктур: энергетических, сельскохозяйственных, телекоммуникационных, логистических, транспортных (наземный транспорт, воздушный транспорт). То есть, это достаточно всепронизывающая область, всепронизывающий набор специальностей, которые вообще-то достаточно востребованы и критичны.
Есть еще один очень важный момент, что это может идти достаточно инерционным способом: школа - вуз под текущий тип деятельности, а может идти в кружковой логике, то есть это интересные задачи - серьезные знания - некое совместное движение и способность в этом совместном движении делать проекты, ставить новые задачи, строить образование под себя. Потому что вообще-то то образование, которое можно будет делать не под себя, и при этом оно будет сопоставимо с тем, которое можно сделать под себя, оно будет, конечно, чем дальше, тем дороже. Будут и нефинансовые барьеры к его получению. Поэтому очень важно получить некоторый заряд самостоятельного движения, может быть группового самостоятельного движения, которое подается в области “переходить”. Которое позволит колонизировать будущее в этом направлении. Потому что, если вы поступаете на учебную программу, для которой точно известно, чем вы будете заниматься, оно устарело примерно на десять лет. Любая программа, в которой точно известно, чем вы будете заниматься, устарела на десять лет. Исключения составляют некоторые научные и медицинские специальности. Но если мы говорим про инженерию, то скорее всего это устаревшая история. В науке и в медицине есть отдельные истории, где это не так. Там более длинные проекты. И соответственно, профессии будущего - это не есть готовый набор того, чему учить, это некоторый способ колонизации будущего на базе собственного понимания, собственных проектов и собственной образовательной траектории. И это, наверное, является самым главным, - возможность получить такой мостик и такой трамплин, возможность понять, как он устроен, и понять это ваше или не ваше направление, потому что оно вполне может быть не ваше, может вам нужно заниматься не связью, а может нужно заниматься совершенно другим. Но это намного лучше, чем если вы это поймете после того, как получите образование. Но вот именно это направление является, по-большому счету, краеугольным для развития. Есть еще целый ряд областей, но эта является одной из наиболее критичных - технологии передачи данных, цифровая грамотность, цифровая безопасность, киберфизические системы. И в основании этого сейчас лежит в том числе технология беспроводной связи.
Для размышления
Подумайте, какие новые профессии могут появится в будущем, для работы в профиле технологий беспроводной связи, а какие утратить свою актуальность и необходимость?