Проблема сговора в практике аукционов
Филатов Александр Юрьевич
кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией моделирования социально-экономических процессов Дальневосточного Федерального Университета, доцент ШЭМ ДВФУ
В предыдущем ролике мы поговорили об одной из крупнейших
побед теории аукционов в плане применения теории на практике. А теперь мы
попробуем поговорить о фейлах — о том, что не удалось. Начиная с нынешнего
сюжета, мы разберем некоторые типичные ошибки, которые происходили на практике.
Несмотря на то, что в истории аукционов совершалось множество ошибок, не нужно
воспринимать поражение как нечто окончательное. Нужно принимать меры, чтобы
впоследствии таких проблем не возникало.
#ИЭС #ИнтеллектуальныеЭнергетическиеСистемы #ТеорияАукционов #ПроблемаСговора
Проблема сговора
Начнем с первой проблемы — проблемы сговора. Сговор, как мы уже говорили, является достаточно существенной проблемой в использовании аукционов на практике, особенно, если дизайн не очень хорош. Мы уже говорили, что, например, очень интересный и полезный в некотором плане аукцион Викри (закрытый аукцион второй цены) является неустойчивым к сговору. То есть компании, сговорившись, могут получить соответствующий лот по резервной цене, и никому из участников взаимодействия не будет выгодно в одностороннем порядке менять свое поведение.
Сейчас мы поговорим про фейлы меньшего масштаба. Но, тем не менее, это достаточно интересные кейсы, которые связаны, например, с передачей информации через кодированные ставки.
В первом примере речь пойдет про взаимодействие на аукционе частот двух компаний, которые боролись за лицензии в нескольких округах, компании McLeod и компании US-West. Как был устроен аукцион продажи частот в США? Каждый день проводился очередной раунд торгов, торги часто производились одновременно по разным округам, компании смотрели, какие текущие заявки от конкурентов получены, и, если было желание их перебить, то компании называли более высокие суммы. Если желания нет и всё устраивало, то никаких новых заявок не делалось. После того, как новые заявки переставали поступать, аукцион заканчивался. Повышение могло быть на некоторый минимальный размер, в данном случае, на 10%. Но никоим образом заявки не ограничивались по своим суммам сверху.
Борьба со сговорами
Заметим, что в Америке очень жёстко следят за возможными сговорами. Можно привести достаточное количество примеров, когда за сговоры компании платили многомиллионные штрафы, которые не только превышали их годовую прибыль, но иногда были сопоставимы или даже превышали годовую выручку. Заметим, что государство не хотело обанкротить компанию, и все эти штрафы были распределены на достаточно длительный срок. То есть компании говорили, что те попытались наживаться, что-то заработали, но чтобы неповадно было ни вам, ни кому-то другим, вы должны теперь заплатить штраф, который в несколько раз превышает ваши доходы. В ряде случаев штраф доходил до 800 миллионов долларов или евро — то есть суммы, которая очень велика даже по масштабам работы компании — но компания платила некими долями, скажем, по 3% в течение 30 лет. Компания, с одной стороны, получает достаточно серьезный удар в финансовом плане, но при этом никаким банкротом не становится и продолжает деятельность. Но все, включая её саму, понимают, что так поступать не стоит.
Что обычно запрещено или может быть сигналом того, что сговор произошел?
Запрещены любые встречи руководства компании. Нельзя даже встретиться и передать приватно какую-то информацию. Если это происходит не в публичном пространстве, а где-нибудь в ресторане, то даже если два человека просто собрались, потому что когда-то, 15 лет назад, они вместе закончили Гарвард — это всё равно сигнал к тому, что, возможно, был сговор. И если потом сговор будет выявлен, то это будет как раз обоснованием того, что что-то они сделали совместными усилиями.
С телефонными разговорами — всё точно так же, прослушка — это вполне реальная ситуация. Если потребуется доказать сговор, то все телефонные разговоры будут обнародованы. Поэтому передавать какую-то информацию оказывается попросту невозможно.
Кейс «McLeod vs US-West»
Что сделали компании в рамках аукциона? Было несколько округов, в 283 округе и в 452 суммы были зафиксированы на достаточно небольшом уровне, 56 и 287 тысяч долларов. А в 378 округе борьба между компаниями стала очень-очень ожесточенной, и вот вы видите на слайде, что сумма увеличивается: 568, 689, 723, 795, 875 тысяч — идет очень серьезная борьба, обе компании борются за эту лицензию. При этом, на самом деле, компании US West совершенно не нужны лицензии в 283 и в 452 округе, а вот в 378 нужна критически. И она пытается дать понять компании McLeod, что ей стоит из этого округа уйти.
Что делает компания US West? Она делает новую ставку в 452 округе на сумму 313378 долларов. Понятно, что она могла просто указать 313 тысяч, больше 10% к предыдущей сумме это уже составляло. Но почему компания делает такую странную заявку, которая оканчивается на цифру 378? Потому что она дает сигнал конкуренту —пожалуйста, освободи для меня эту лицензию, хватит бороться со мной в 378 округе. Сигнал сразу был не понят или, по крайней мере, компания никак на него не прореагировала, и на следующих торгах поднимает заявку до уровня 963 тысячи в 378 округе. В 452 округе ей тоже приходится поднимать до уровня 345. Заметим, что потери уже составляют почти 60 тысяч долларов. US West на этом не останавливается, и в 283 округе она тоже делает заявку, притом, что 56 + 10%, меньше 62 тысяч, она делает заявку 62378 долларов, снова указывая на то, что хватит бороться в 378-м.
И в этот момент McLeod понимает, что её не оставят в покое, и в 283 и в 452 округе скорее всего ей придется очень жестко бороться за лицензии и очень сильно переплачивать относительно того уровня, на котором она уже может получить лицензии. Действительно, стоит отступиться в 378-м.
В данном случае все, с одной стороны, понимают, что это сговор. Но, с другой стороны, как-то обосновать, что это было не случайно — довольно сложно. Потому что компании могут сказать: «мы очень точно рассчитали наши возможные прибыли, и наша компьютерная программа показала, что мы должны сделать ровно вот такую ставку». Ответа на это, конечно, дано не будет.
Ровно поэтому в большинстве современных аукционов запрещено делать произвольные ставки — то есть либо ставки увеличиваются на фиксированную сумму и не более, либо ставки называет аукционист. И компания либо присоединяется к этим ставкам, либо отказывается от них.