Портрет

Филатов Александр Юрьевич
кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией моделирования социально-экономических процессов Дальневосточного Федерального Университета, доцент ШЭМ ДВФУ

Вопрос о том, что продается на аукционах, мы рассмотрим в ракурсе истории, начиная с глубины веков. Узнаем, когда появились первые аукционы и что на них продавали, как изменились аукционы с течением времени и что аукционы представляют собой сегодня.

#ИЭС #ИнтеллектуальныеЭнергетическиеСистемы #ТеорияАукционов


Что продаётся на аукционах? Да практически всё. Я думаю, что многие туристы, которые приезжают на Байкал и едут в Листвянку, видели аукцион, на котором продаются картины, нарисованные нерпами — такое тоже бывает!

Многие считают, что аукционы — это изобретение 20 века, и они появились в век компьютерных технологий. Некоторые вспоминают, что были и аукционы произведения искусства, и они существовали еще сто лет назад. Кто-то читал «12 стульев», там тоже был аукцион. Но аукционы — куда более древняя история.

Когда появились первые аукционы?

Ещё 2500 лет назад в Древнем Вавилоне проводился аукцион, описанный Геродотом. Это был аукцион невест — заметьте, даже не рабынь. Это были первые красавицы государства, за которыми охотились самые важные лица мужского пола. Аукцион проводился ежегодно, в нем участвовало достаточно большое количество людей, за девушек платились целые состояния. У нас есть пословица «полцарства за коня», так вот там действительно за первую красавицу можно было отдать полцарства.

Некоторое время спустя, с молотка ушла Римская Империя. После убийства императора Пертинакса Преторианская гвардия обратилась ко всем желающим и спросила: «Кто хочет стать императором?». Императором мог стать любой, кто заплатит преторианцам максимальную сумму. Дидий Юлиан пообещал каждому преторианцу по 25.000 сестерций и стал во главе Рима. Но одна проблема — казна оказалась пуста, и он не смог сдержать своё обещание и выплатить обещанное. За это и поплатился. Спустя 66 дней он канул в лету, так же, как и его предшественник. Наверное, это был первый пример проклятия победителя, о котором говорили нынешние нобелевские лауреаты — Роберт Уилсон и Пол Милгром.

Аукционы в Средние века

В Средние века аукционы проводились достаточно часто, и вполне богатые люди не брезговали продавать своё имущество, если нуждались в деньгах или если в казне государства не хватало средств. Именно тогда с аукциона начали продавать военные трофеи и антиквариат. И тогда же возник принцип окончания аукциона, который мы видим сейчас — удары молотка: «Раз-два-три — продано». Удар копья о землю знаменовал завершение торгов.

В XVI веке появились первые аукционы современного типа — в Голландии начали продаваться цветы. Заметим, цветы там продаются до сих пор в огромном количестве, и аукцион носит название голландского, потому что именно в этой стране был придуман подобный дизайн.

И, наконец, уже в XVIII веке, именно в XVIII, а не позднее, возникли те самые знаменитые аукционные дома — «Sotheby’s» и «Christie's», на которых начали продаваться произведения искусства.

В современном мире на аукционах продается всё, что угодно: цветы, автомобили, рыба, нефтяные участки на разработку. Кстати, здесь возникает некая особенность, которую сейчас и стоит рассказать.

Проклятие победителя

Если мы покупаем произведение искусства, то мы имеем свою оценку лота, и наша оценка будет, возможно, сильно отличаться от оценок других людей.

Если же компания покупает участок для того, чтобы разрабатывать там месторождение нефти, то, во-первых, она, скорее всего, инвестирует деньги, чтобы впоследствии получить прибыль. А во-вторых, ценность участка является объективной, так как зависит от количества нефти на нем. Очевидное решение состоит в том, что нужно платить больше за участок, где нефти много. Но вопрос, как определить, богатый участок или бедный, если это заранее неизвестно.

Что можно сделать? Например, можно предоставить различным компаниям возможность пробурить пробную скважину и оценить запасы. Но может случиться так, что участки, которые предоставлены разным компаниям, находятся в разных местах. Один из этих участков очень богат нефтью – можно сказать, новый Самотлор. Другой весьма неплох, но нефти там всё-таки существенно меньше. Третий участок достаточно бедный. А на четвёртом – нефти нет совсем. Более того, мы понимаем, что он скорее всего где-то в тундре находится, и там даже картошку не посадить. Следовательно, оценки участка могут оказаться разными. Если компании начинают участвовать в аукционе, наверное, у них будут разные ставки, поскольку они будут бороться за этот лот по-разному. Больше всего готова заплатить первая компания — она увидела, что участок очень богатый, экстраполировала оценку на всю его площадь и надеется заработать миллиарды. Наоборот, последняя кампания, не очень хочет вкладывать деньги, и если и готова поучаствовать в аукционе, то для того, чтобы поднять ставки конкурентов – чтобы они заплатили, разорились, и одним конкурентом стало меньше.

На самом деле, в этом и суть проклятия победителя. Компания, которая имеет максимальную оценку, радостно выигрывает аукцион и сталкивается с жестокой реальностью: на самом деле нефти не так много, как предполагалось. Это один из возможных сценариев, самый простой. На самом деле нужно сделать поправку на то, какие ставки делают другие компании, их поведение может многое открыть. И этот подход нужно применять в любых аукционах с так называемыми связанными ценностями — когда ценность блага зависит не только от индивидуального к нему отношения, но и от ценностей других участников аукциона. В данном случае это важно. Именно эту задачу решал Уилсон, расколол ее, за это и получил Нобелевскую премию.

Аукционы в современном мире

Есть современная инкарнация аукционов —электронные интернет-аукционы. Например, знаменитый eBay, который до сих пор является главной площадкой для продажи всего-всего-всего: там можно купить какую-то мелочевку и произведения искусства за миллионы долларов или евро, дорогую яхту и бизнес-джет — всё возможно.

Есть аукционы, которые не самые масштабные по собираемым суммам, но самые масштабные по количеству самих проводимых торгов. Это аукционы контекстной рекламы. Миллиарды таких аукционов проводятся ежедневно. Каждый раз, когда какой-нибудь человек делает запрос в Яндексе или Гугле, он запускает механизм аукциона. Кстати, в России в Яндексе к написанию дизайна приложил руку крупнейший специалист в этой области — Сергей Измалков, наш коллега, который неоднократно присутствовал в Иркутске и участвовал в наших программах образовательных лекций. Компании, которые борются за возможность показа своих ссылок на первой странице после наиболее актуальных запросов, платят не миллионы и даже не тысячи долларов, может быть, даже не тысячи рублей, но зато масштабы впечатляют! Людей, которые ищут, делая запрос по популярным названиям, — очень-очень много, так что это действительно миллиарды аукционов в месяц.

Тендерные торги и приватизация

Стандартный аукцион работает следующим образом: есть некий лот, который желает купить определенная группа людей. Участники борются друг с другом для того, чтобы завладеть этим единственным лотом. Но есть и аукцион наоборот – обратная ситуация, когда, например, государству необходимо получить от кого-то набор выполненных работ, и государство заинтересовано, чтобы заплатить за это как можно меньше. Наверное, многие узнали в этом понятии тендерные торги. Это тот же аукцион, хоть идет, можно сказать, игра на понижение. Тендер получает участник, указавший минимальную сумму. При этом, если мы будем снижать цену очень сильно, то скорее всего выиграем торги, но получим меньше денег. Если мы установим высокую цену, то торги мы, скорее всего, проиграем и не получим ничего. В этом суть тендерных торгов, и это тоже можно описывать с точки зрения теории аукционов.

Приватизация также очень часто и во многих странах проводилась на основе аукционов. Правда, в России реальных аукционов было немного. Были так называемые чековые аукционы, были розданные всем гражданам ваучеры, а деньги от продажи собственности государство получало в очень ограниченном объеме. Хотя можно вспомнить отдельный пример — аукцион по продаже 25% акций «Связьинвеста», который прошел в 1997 году. Именно этот аукцион произвел даже некоторый фурор, поскольку были собраны суммы, в несколько раз превышающие первоначально ожидаемые поступления. Компании, которые боролись за эти 25% акций «Связьинвеста», очень-очень сильно готовы были заплатить и, на самом деле деньги государство получило.

Валютный и фондовый рынок

Наконец, самый масштабный по деньгам аукцион — это валютный рынок. Все знают, наверное, такую аббревиатуру, как Форекс. Форекс реализован в формате двойного аукциона, имеются заявки на покупку валюты, имеются заявки на продажу валюты, и в стакане, в который проваливаются сделанные ставки сделки заключаются там, где происходит пересечение. Именно этот аукцион является самым масштабным в мире – за год валюты продается на неимоверную сумму в почти полквадриллиона долларов (это больше триллиона суточных торгов).

На фондовом рынке происходит почти то же самое. Тот же формат двойного аукциона, те же заявки на покупку и продажу. И опять-таки, если мы включим сюда деривативы (различные фьючерсы, форвардные контракты и тому подобное), то получим суммы, превышающие весь ВВП, то есть всё то, что производится в мире.

Соответственно, можно подытожить: аукционы — это далеко не маргинальная область, а  масштабное явление, плотно вошедшее в нашу жизнь.

Последнее изменение: Friday, 19 February 2021, 05:33