Портрет

Филатов Александр Юрьевич
кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией моделирования социально-экономических процессов Дальневосточного Федерального Университета, доцент ШЭМ ДВФУ

Что такое аукцион и какое место аукционы занимают в нашей жизни, в том числе, повседневной? Как понять, что относится к аукционам, а что — нет? Какие у них есть особенности? Что может влиять на поведение участников и исход аукциона? Эти вопросы нам предстоит разобрать сегодня.

#ИЭС #ИнтеллектуальныеЭнергетическиеСистемы #ТеорияАукционов


Актуальность изучения теории аукционов

Почему речь пойдет именно об аукционах? Во-первых, сейчас, в 2020-м году, эта область на коне. Именно за теорию аукционов была выдана Нобелевская премия по экономике. Но дело не только в ней. Это очень интересная область, и много интересного можно узнать, если начать разбираться с этой тематикой. Ну а в-третьих, она, как ни странно, гораздо ближе ко всем нам, чем первоначально кажется.

Аукционы в окружающем мире

Многие считают, что теория аукционов — это маргинальная история про продажи особых товаров, например, произведений искусства. Скажем, все знают про аукционы «Sotheby’s» и «Christie's» и тому подобные вещи. Но большинство не предполагает, что с аукционами встречается в своей жизни куда чаще.

Если кто-то хочет продать квартиру, он выслушивает предложения от разных людей: кто-то готов купить эту квартиру за 3 миллиона рублей, кто-то предложит 3100, кто-то — 3200. И нужно выслушать все предложения и выбрать максимальную цену. Это, по сути, аукцион.

Если мы ездим на такси и пользуемся приложениями Uber, Yandex, Максим и так далее, то фактически запускаем двойной аукцион — нас интересует, чтобы мы добрались от пункта к пункту как можно дешевле, а водители не хотят нас везти за низкую цену. На каждой стороне возникает конкуренция. И это тоже сейчас реализовано в формате аукциона.

Если рассматривать современный мир, то аукционы — это далеко не только произведения искусства. Это автомобили с аукционов в Японии, цветы в Голландии, рыба где-нибудь в Гонолулу, тендерные торги, валютный и фондовый рынок, на которых ежедневно торгуется по триллиону долларов, что существенно превосходит даже мировой ВВП, и многое другое.

Что не относится к аукционам?

В то же время аукционом не является самая обычная продажа в магазине. Если мы приходим в магазин, чтобы купить какой-то товар, и на ценнике указана фиксированная цена, то это — не аукцион. Мы не можем поторговаться и эту цену сбить.

Аукционом не является и механизм ценовой дискриминации. Он, конечно, имеет некие общие черты, потому что для отдельных групп потребителей или при отдельных условиях продажи устанавливается более выгодная цена. Тем не менее, это связано с особенностями человека, который осуществляет покупку, или какими-то другими свойствами, но не с конкуренцией. Так что это тоже не аукцион.

Аукционом не является и Восточный базар с торгами «один на один». Это очень интересная тема, но там психологии больше, чем экономики. Все знают истории, когда условный американец, пришедший на Восточный базар, покупал статуэтку за 20 долларов, прижимистый немец сбивал цену до 16, русский торговался куда дольше и покупал за 10, и только местные знали, что красная цена этой статуэтки — 5 долларов. Действительно, продавец хочет продать дороже, покупатель хочет купить дешевле. Но здесь нет большого количества покупателей и их конкуренции, торги идут один на один, поэтому это не аукцион.

Особенности аукционов

В аукционах обычно идёт взаимодействие большого количества людей. При этом аукционы, в отличие от обычных массовых продаж в магазине, могут работать с эксклюзивными товарами и в целом, как это называют экономисты, с тонкими рынками. У нас нет возможности продать полотно Матисса в количестве 50 копий. Тем более, это не будет похоже на вариант с продуктами питания, которые каждый человек покупает ежедневно. В случае ежедневных массовых продаж продавец может последовательно, ориентируясь на реакцию потребителей, подойти к равновесной цене, которая должна существовать на рынке.

Здесь ситуация иная. У нас есть одно полотно, мы хотим его продать, но не знаем, сколько оно стоит. Кстати, это вторая особенность аукциона — цена заранее неизвестна. Наверное, организатор аукциона вовсе не подозревал пару лет назад, что сможет продать полотно Леонардо да Винчи за 450 миллионов долларов. Более того, когда это полотно, единственное находящееся в частных коллекциях, было куплено 15 лет назад российским предпринимателем Рыболовлевым за 127 миллионов долларов, многие говорили, что он слишком переплатил. Тем более, что многие считали, что он купил его не из каких-то эстетических предпочтений, а с целью выгодной инвестиции. Так вот, 127 миллионов казались большой ценой. Но проходит 15 лет, и это же самое полотно продаётся за 450 миллионов. Ни один банк, практически никакие инвестиции в акции такие доходы не дают. Тем не менее здесь это свершилось. Многие говорят сейчас, что переплатил арабский шейх, купивший картину за 450 миллионов. Но может быть через несколько лет она будет продана за миллиард или за 2 миллиарда.

Третье очень важное свойство – то, что в аукционе нет никакой дискриминации, никакого блата и вообще никаких внеденежных соображений. Лот получает ровно тот, кто готов заплатить максимум денег. В этом отношении именно с помощью аукционов пытаются бороться с коррупцией и другими проблемами общества. Если я готов заплатить больше, я получу лот. И никакие связи или другие особенности не помогут моему конкуренту.

Ну и четвертое, в аукционах очень важна информационная структура — кому что известно. Рассмотрим это подробнее.

Информационная структура

Исход аукциона зависит от того, имеется ли объективная ценность лота. Странно было бы предлагать на аукционе, например, деньги. Если я хочу продать кому-то пятитысячную купюру, понятно, что любой захочет её купить за 4000 или даже за 4900, но никто не захочет заплатить 5100, если эта купюра не какая-нибудь особенная, например, на ней не расписался глава Центробанка (и то это имеет ценность только для коллекционеров).

Другие товары имеют субъективную ценность. Например, полотно Матисса кому-то очень сильно нравится, кому-то не нравится, но этот человек понимает, что он может хорошо заработать, продав через несколько лет дороже, а третий не готов заплатить в принципе, потому что не является ни коллекционером, ни ценителем, ни инвестором.

Очень часто на аукционах продаются связанные товары. Или же ценности участников аукциона связаны между собой. И это еще одно важное свойство, влияющее на результаты торгов. Кстати, Роберт Уилсон получил в этом году Нобелевскую премию, в том числе, за то, что изучал именно такие аукционы. Коллекционер, пришедший на аукцион, скажем, в торговый дом «Sotheby’s» и «Christie's», увидев эксперта, которого очень любит и мнение которого очень сильно уважает, может поменять свое мнение относительно ценности лота. Особенно, если услышит от эксперта, что этот лот очень-очень ценен. Более того, он мог прийти на аукцион в попытках купить какой-то другой лот, но эта встреча может поменять его поведение. Если поведение меняют все, то результат окажется совершенно иным, чем предполагалось заранее.

И здесь следует задать еще один вопрос: что известно участникам аукциона. Видят ли они своих конкурентов, знают ли, какие ставки они делают. В идеале, конечно, нужно залезть к ним в голову и узнать их ценности. Если мы знаем ценности всех участников, то сможем эффективнее делать ставки. Но эта информация, конечно, доступна далеко не всегда.

В следующих роликах

Вопросов много, нужно понимать, что теория аукционов — это непаханое поле, есть тысячи статей, которые написаны на эту тему, есть множество книжек, которые рассказывают про различные детали разных форматов аукционов. Это всё предстоит нам узнать в ближайшие несколько часов, если вы продолжите смотреть этот курс.

Будет некоторое количество теория. Хотя я надеюсь обойтись без жесткой математики, понимая, что большая часть слушателей встречается с этой тематикой впервые. С другой стороны, мы постараемся показать и основные достижения теории аукционов, и интересные моменты, возникшие на практике. Мы узнаем, и что такое проклятие победителя, и как можно продать воздух, получив за это десятки миллиардов евро, и многое-многое другое…

Последнее изменение: Friday, 19 February 2021, 05:33