Портрет

Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиады КД НТИ, руководитель и разработчик направлений Олимпиады КД НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»

Изменения, которые происходят сегодня в мире и в области интеллектуальной энергетики, происходят очень быстро. Какие образовательные технологии позволяют “отрабатывать” их, и как наличие кадров и образовательный вопрос могут сдерживать развитие технологий?

#ОбразовательныеТехнологии #ИнтеллектуальнаяЭнергетика #ИнтернетЭнергии


Как можно учиться, какие существуют образовательные технологии в области интеллектуальной энергетики? Как мы можем сделать что-то, что нам позволит “отработать” те изменения, которые происходят очень быстро? Иногда наличие кадров и образовательный вопрос может быть столь же серьезным фактором, сдерживающим развитие технологий, как, собственно, наличие или отсутствие технологических решений, как экономика. 

В чем сложность, когда мы говорим про обучение интеллектуальной энергетике. Это стык трех очень разных областей, при этом, как правило, люди работают на этом стыке и имеют базовое образование, имеют базовое высшее образование, второе высшее образование и еще целый ряд навыков, и большой жизненный опыт. То есть это очень не масштабируемая история на сегодняшний день. 

О каких основных областях тут можно говорить? Есть очень важная область, которая связана с пониманием самой энергетики и это большая область, её нельзя взять наскоком. Это про то, что такое сети.  Это про то, что такое генерация. Это про то, что такое надежность. Это, на самом деле действительно нормальное профессиональное, даже не среднее, а все-таки по-настоящему высшее образование, которое позволяет разобраться с очень сложной системой, а потом еще практиковаться в этой системе, работать в этой системе, потому что без этого специалист в области энергетики не формируется и, к счастью, у нас достаточно сильная в стране система высшего образования на эту тему.  Есть достаточно много сильных университетов, технических университетов, кафедр, вузов, отдельных факультетов, которые эту тематику удерживают и понимают, как с ней работать. Это огромная большая махина. 

Есть другая область, которая связана с интеллектуальной энергетикой, – это экономика. Причем это экономика не только энергетического хозяйства, не только, “сколько стоит построить ЛЭП”, хотя это тоже отдельный очень сложный вопрос: “сколько стоит распорядительное хозяйство” и т.д. То есть не только проектно-сметная документация, не только планы выполнения работ. Не только эта логика. 

Но это логика, в которой в энергетике начинают включаться пользователи, то есть включаются просьюмеры, те кто являются как генераторами, так и потребителями. Включаются особые виды генераторов, так фларм возобновляемой энергетики, стохастической генерации. И это не просто. Это отдельная экономика, которая больше, чем только экономика энергетики. И ее тоже надо учитывать. 

Надо сказать, что для меня большой вопрос: можем выпустить больше энергетиков, или больше экономистов качественных в стране при нынешней системе образования? Я не уверен, что, несмотря на то, что выпуск людей с дипломом “экономист” больше, чем выпуск людей с дипломом “энергетик”, что у нас больше качественных экономистов, чем качественных энергетиков. Очень не уверен в этом вопросе. Это отдельный вызов. 

Наконец, есть третья область – это математика и программирование, потому что интеллектуализация подразумевает огромное количество алгоритмов, огромную работу с шинами данных, огромные работы по управлению системами, огромную работу по балансировке, огромную работу с большими данными. 

В итоге, когда мы говорим про человека, который может проектировать  системы, может работать с этими системами, то мы получаем, что нам нужен такой Супермен или Супервумен (чтобы меня не обвинили в гендерной пристрастности), но имелся ввиду, конечно, Супермен, как в фильме “Люди Икс”. У него должны быть сверхспособности. Сверхспособность усвоить одновременно три полноценных высших образования, не в смысле диплома, а в смысле области деятельности. 

Потому что математика и программирование - это область деятельности. Большие данные - у нас не хватает специалистов по большим данным, а тут нужен не просто специалист по большим данным, а специалист, который еще умеет работать с инфраструктурами. Их днем с огнем не сыщешь. 

Нужен не просто экономист, а экономист, который понимает как огромную инфраструктурную точку зрения, так и пользовательскую точку зрения. Это два разных экономиста и их нужно совместить  в одном человеке. 

В-третьих, это энергетик, который понимает всю сложность системы, всю крайнюю требовательность к ее надежности, крайнюю требовательность к ее распределенному хозяйству и т.д. Он должен понимать гибкость и изменчивость.  Это тоже нетривиальный факт.

И человек из невероятно консервативной области должен понимать стартаперов. Как человек из консервативной области может понимать стартаперов? Мы имеем три совершенно разных блока, в каждом из которых нужно совместить две несовместимые половинки, а потом, когда мы совместили две несовместимые половинки, совместить трех супер специалистов в одного. 

Есть глубокое подозрение, что это нерешаемая задача. И в рамках этой нерешаемой задачи, единственная гипотеза, которая есть у нас: таких специалистов так мало, и будет и дальше так мало, что они безусловно могут осуществлять функцию сборки, функцию целостности. Но вообще-то основной кадровой единицей будет не человек, а группа людей. То есть, это переход к тем или иным видам коллективного профессионализма, но это требует  абсолютно другой логики подготовки. И в частности это одна проблема. 

Вторая проблема это то, что при такой степени сложности системы, ее очень сложно поместить в голову. Это означает, что нужны совершенно особые серьезные усилия для того, чтобы это поместилось в голову. А еще совершенно особые усилия для того, чтобы это начало взаимодействовать между разным людьми и удерживать разные протоколы. Совершенно особые усилия для того, чтобы это было как общая ценность, как команда. И совершенно особые усилия, чтобы очень разные люди взаимодействуя друг с другом могли делать результат. Потому что они разные: экономист, энергетик, математик. Они очень разные. И они все должны вместе  работать  на общий результат. 

Поэтому ответ заключается в том, что существует не так много форм образовательных технологий, которые могут нас привести  к тому, чтобы попадать вот в эту невероятно важную область интеллектуальной энергетики в невероятно большой вызов. Это вещи связанные с тем, чтобы обязательно было общее пространство. Обязательно оно должно быть в процессе обучения функционализированно. Это может быть пространство проекта. Это может быть пространство симулятора. Это может быть пространство инженерного соревнования, но это должно быть общее пространство которое функционально, в котором есть как функциональные требования к результату команды, так и функциональные требования к результату отдельного участника, и с учетом того, насколько сложная система, важно чтобы было взаимодействие. Если это проект, понятно, вы взаимодействуете с экспертами, с другими проектами, но даже взаимодействие с другими проектами очень важно. Некоторый обмен людьми между проектами важен. 

В рамках этого мы делаем трек Олимпиады НТИ по Интеллектуальной энергетике - это как раз тот тип пространства. Это пространство, которое работает только на команду. То есть мы не можем говорить о том, что отдельный участник может взять эту задачу. Она не помещается в голову. Она не помещается в объем работы. Это можно разбить на отдельные задачи, но они настолько плотно друг с другом взаимодействуют, что они разбиваются ровно до той степени,  чтобы их можно было делать, но их невозможно делать полностью независимо. То есть это команда, которая всегда делает - каждый делает свою задачу, но решение каждого влияет на решение остальных. И вот эта неаддитивность – это не сумма решений, это произведение решений. Вклад участников в команду не аддитивен. 

Вообще коллективный профессионализм, командный профессионализм возникает именно тогда, когда вклад участников не аддитивен. То есть если вклад участников аддитивен – это одно, если вклад участников больше похож на произведение, чем на сумму – это совершенно другое. И это сложные области деятельности, к которым безусловно относится и интеллектуальная энергетика. Эта задача не решается одним человеком. Она принципиально устроена по-другому. Не решается она  без попадания в функционализированное пространство, но реально функционализированное пространство даже проекта, не говоря  уже про реальную инфраструктуру, оно очень дорогое. И в этом смысле, попадание в него и набивание шишек в процессе проекта – это невероятно дорого, поэтому очень важно попадать в образовательные пространства, которые обладают свойством функционализации, которые обладают свойством когнитивного ускорения понимания: как вам быстрее понимать, больше понимать, точнее понимать, удерживать больший смысловой объем, большее количество связей. Свойство командности обязательно. Это свойство, которое отсылается к разным областям деятельности. Оно задействует математику, статистику, теорию вероятностей, теорию игр, стратегии. Но этого недостаточно. Потому что от того, что вы описали процесс, работать не будет. Это нужно реализовать еще и в виде программы. Вы реализуете это в виде программы, и оно начинает работать,  и это совершенно другая история. 

Это не будет работать без опоры на энергетику, без понимания природы управляемой генерации, стохастической генерации сетей, потерь в сетях, топологии, логики включения и выключения линий,  подстанций, сетевого хозяйства в целом. И с этим надо разобраться, без этого не получится, вы просто не будете обладать предметными знаниями и не будете обладать предметным базисом, который позволит с этим работать. Это не будет работать, если не включить принципиальную историю про то, что вы понимаете экономику. Вы можете посчитать инвестиционный проект, вы можете посчитать рентабельность, вы можете посчитать динамическое ценообразование, вы понимаете, как могут быть устроены биржа контрактов, вы можете понимать, что такое фьючерс. Это еще один огромный блок, еще один огромный объект (экономический массив). 

Попадание в такой тип пространства позволяет понять либо у нас есть движение в эту сторону, либо нет. Либо вы, как команда, можете сформировать, либо вы, как команда, не можете сформировать коллективный профессионализм. И без этого все просто не будет работать, не будет взлетать.

Для размышления

Представьте, что перед вами небольшой город, энергосистема которого выстроена по архитектуре интернета энергии с возобновляемыми и традиционными источниками энергии, в которой есть градообразующее предприятие, больница и домохозяйства. Какие специалисты должны быть в команде, которая управляет энергосистемой этого города?

Материалы

Для понимания процессов, происходящих в энергетике в текущий момент, предлагаем познакомиться с действующими проектами в области энергетики.


Last modified: Wednesday, 5 August 2020, 2:17 PM